Государственное учреждение образования
«Детский сад № 11 г. Лунинца»
Маршрут выходного дня
Прогулка-экскурсия к памятнику
«Братская могила жертв первой бомбежки г.Лунинца»
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас совершить прогулку-экскурсию к памятнику
«Братская могила жертв первой бомбежки г.Лунинца».
Памятник находится недалеко от ледовой арены по ул. Красной.
По данному маршруту вы можете совершить как пеший поход, так и велосипедный.
Маршрут разработан для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-6 лет).
Содержание маршрута:
Собираясь на прогулку подготовьте удобную обувь, одежда должна соответствовать погодным условиям, при необходимости запаситесь питьевой водой.
Перед тем как отправиться к памятному месту:
1. Сообщите ребенку, куда вы отправляетесь «Мы с тобой посетим памятник «Братская могила жертв первой бомбежки г.Лунинца».
рассмотрите иллюстрации с изображением памятника
2. Расскажите ребенку о Великой Отечественной войне как событии, посмотрите иллюстрации на эту тему;
3. Расскажите о правилах поведения при посещении памятных мест, можно приготовить живые цветы;
4. Можно прочитать рассказы для детей о войне: Владимир Богомолов. «Необыкновенное утро», Андрей Платонов «Маленький солдат», Аркадий Гайдар «Поход» и т.д.
Выходя из дома, побеседуйте с ребенком о правилах дорожного движения: где должен двигаться пешеход (если вы идете пешком) или велосипедист (если вы выбрали велосипедный вариант прогулки), как правильно нужно переходить улицу, напомните о том, что во время движения нужно быть внимательным и сосредоточенным. Закрепите в речи слова: проезжая часть, тротуар, велосипедная дорожка, пешеходный переход, дорожный знак, транспорт и т.п. Двигаясь к месту назначения, понаблюдайте с ребенком за проезжающим транспортом, его разнообразием.
1.Что рассмотреть с ребёнком. (см. «Материалы в помощь родителям», п.2.)
Находясь у памятника обратите внимание на его композицию. Рассмотрите его с ребёнком со всех сторон, обойдите его. Покажите ребёнку, какой он высокий, из чего сделан.
Обратите внимание ребёнка на внешний вид памятника.
Обратите внимание ребёнка на гранитную плиту с высеченными именами погибших, предложите положить цветы.
2. Что рассказать (прочитать) ребёнку. (см. «Материалы в помощь родителям», п.1.)
Расскажите ребёнку, что такое братская могила.
Кто захоронен в братской могиле.
3. Какие вопросы задать ребёнку.
Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски.
Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).
Что такое война? Нужна ли она на земле? Почему людям и всему живому нужен мир? Когда мы отмечаем День Победы? Кого можно назвать защитником Отечества? Нужно людям нужно помнить о войне? Как люди сохранили память о войне? Поинтересуйтесь у ребенка знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).
Спросите у ребёнка, запомнил ли он в честь кого установлен памятник?
Уточните, знает ли ребенок, какие памятники есть еще в нашем городе?
4. В какие игры поиграть с ребёнком.
Можно поиграть с ребёнком в словесные и подвижные игры:
подвижная игра: «Самолеты»; словесные игры: «Отгадай загадку», «Четвёртый лишний», «Назови солдата» (описание игр см. «Материалы в помощь родителям», п.3.)
5.Что предложить ребёнку сделать.
После прогулки предложите своему ребёнку вылепить из пластилина памятник (или нарисовать рисунок).
Организуйте общение ребёнка с другими взрослыми, детьми (родственники, соседи) для того, чтобы ребёнок смог поделиться впечатлениями, закрепить и осмыслить полученную информацию, ответить на вопросы.
Можно распечатать фотографию памятника и сделать после ряда экскурсий коллекцию фотографий, по которым ребёнок сможет проводить «экскурсию» по памятным местам города или сделать игру - пазл.
Материалы в помощь родителям для организации взаимодействия с ребенком во время прогулки-экскурсии по маршруту выходного дня к памятнику
«Братская могила жертв первой бомбежки г.Лунинца»
1. Стихотворения позволяющие сконцентрировать внимание ребенка на месте его пребывания.
У обелиска
Застыли ели в карауле,
Синь неба мирного ясна.
Идут года. В тревожном гуле
Осталась далеко война.
Но здесь, у граней обелиска,
В молчанье голову склонив,
Мы слышим грохот танков близко
И рвущий душу бомб разрыв.
Мы видим их — солдат России,
Что в тот далёкий грозный час
Своею жизнью заплатили
За счастье светлое для нас…
Никто не забыт
«Никто не забыт и ничто не забыто» —
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
Погибшим и живым
Погибшим –
Быть бессменно на посту,
Им жить в названьях улиц и в былинах.
Их подвигов святую красоту
Отобразят художники в картинах.
Живым –
Героев чтить, не забывать,
Их имена хранить в бессмертных списках,
Об их отваге всем напоминать
И класть цветы к подножьям обелисков!
Кто был на войне
Дочь обратилась однажды ко мне:
— Папа, скажи мне, кто был на войне?
— Дедушка Лёня — военный пилот —
В небе водил боевой самолёт.
Дедушка Женя десантником был.
Он вспоминать о войне не любил
И отвечал на вопросы мои:
— Очень тяжёлые были бои.
Бабушка Соня трудилась врачом,
Жизни спасала бойцам под огнём.
Прадед Алёша холодной зимой
Бился с врагами под самой Москвой.
Прадед Аркадий погиб на войне.
Родине все послужили вполне.
Много с войны не вернулось людей.
Легче ответить, кто не был на ней.
2. Краткая информация о месте прогулки.
Около Ледовой арены расположен памятник жертвам бомбежки города 28 июня 1941-го. Долгое время на нем было написано: «Железнодорожникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны». Интересно, почему вокзал, станция находятся в центре, а монумент от них так далеко? Он размещается в том месте, которое до 1970-х гг. (времени начала строительства завода по производству электродвигателей) считалось окраиной Лунинца. Ответ нашли журналисты районной газеты «Лунінецкія навіны» и издания «Беларускі час». К 75-летию начала Великой Отечественной были опубликованы материалы о трагедии, которая произошла в городе 28 июня.
В то время в госпиталь Лунинца на поездах доставляли раненых бойцов и командиров Красной армии. Отсюда эвакуировали и мирных граждан – станция была переполнена людьми. К тому же на Привокзальной площади находилось множество магазинов, а в них покупателей – не счесть: жители города и окрестных деревень, напуганные сообщением о войне, массово закупали продукты и мануфактуру. В эту толпу беспомощных красноармейцев, выезжающих в эвакуацию растерянных женщин и детей, невинных мирных жителей фашистские летчики и сбросили смертоносный груз…
К счастью, нашлись командиры (в Лунинце скопилось множество отступающих воинских частей), которые не допустили паники. Под их четким руководством бойцы стали грузить тела на подводы. Раненых доставляли в госпиталь, что находился на улице Смоленской (район Залесье), мертвых увезли на окраину Лунинца. За несколько часов Привокзальная площадь была расчищена.
В 1967 году на братской могиле появился обелиск. Спустя почти полвека, в 2016-м, были увековечены имена погибших: усилиями начальника станции Лунинец Сергея Скибы на памятнике появилась мемориальная доска с именами 22 жертв той бомбежки. И это 10% от общего количества погибших тогда: в архивных документах указано, что в результате бомбежки было убито 203 человека. В их числе и железнодорожники. Пока установлены имена нескольких жителей города Березы, проводников Брестского кондукторского резерва, которые в начале войны сопровождали поезда в направлении Лунинца и оказались там 28 июня 1941-го. Работа в этом направлении продолжается.
3.Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребёнком на маршруте.
Подвижная игра «Самолёты»
По команде «Заводим моторы!» - ребенок делает вращательные движения руками перед грудью. При команде: «Самолёты летят» ребенок разводит руки в стороны (как крылья у самолёта) и бегает врассыпную. По сигналу: «На посадку!» - ребенок садятся или останавливается.
Игра «Назови солдата»
Если солдат охраняет границу, он кто? – пограничник.
Плавает на корабле – моряк.
Ездит на танке – танкист.
Плавает на подводной лодке – подводник.
Проводит связь – связист.
Летает на самолёте – лётчик.
Служит в артиллерии – артиллерист.
Летает на вертолёте - вертолётчик.
Стреляет из автомата – автоматчик.
Прыгает с парашютом – парашютист.
Стреляет из пулемёта – пулемётчик.
Игра: «Четвёртый лишний»
Взрослый называет четыре слова, три из которых объединены общей темой, смыслом.
Например:
Танк, истребитель, вертолет, самолет, бомбардировщик.
Артиллерист, снайпер, повар, десантник.
Барабан, пулемет, автомат, миномет.
Тельняшка, шинель, джинсы, китель.
«Загадки»
Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было …
(Войны)
Все в один он миг решает,
Славный подвиг он свершает,
Он за честь стоит горой.
Кто он? Правильно...
(Герой)
Смелым, сильным должен быть,
Крепко Родину любить.
Друзьям помогать
От врага народ защищать.
(Солдат)
4.Примерные вопросы для беседы с ребёнком после завершения прогулки
Кому установлен памятник?
Опиши памятник. Как он выглядит?
Где находится памятник?
Почему именно в этом месте установлен памятник?
5.Примерные задания после завершения прогулки (нарисовать, сделать поделку, фотоколлаж, сочинить рассказ и т. п.)
Вылепи (нарисуй рисунок) памятника.
Покажи фотографию (или свой рисунок, скульптуру) бабушке (любому другому значимому для ребенка человеку) и расскажи о памятнике.
раскрыть » / « свернуть